Про деток, от рождения до школы

BroDude, привет.

По традиции начну с благодарностей (я так понимаю, это уже что-то вроде доброй традиции на телепередаче «Поле Чудес» с гостинцами и подарками). Спасибо за статьи, которые помогают познавать мир повседневных и окружающих вещей.

К слову, иногда сталкиваюсь с какой-либо ситуацией, которая требует от меня вмешательства и решения. Перед сном или за завтраком захожу на BroDude - вуаля, как по заказу, статья, заголовок которой раскрывает то, что меня так беспокоило:-)

Ну и чтобы поставить точку в таком приветствии, добавлю: летом 2016 услышал песню с нехитрым названием «Братишка бармен», в песне, в одном из куплетов пелось «…хороший бармен - это врач…», собственно, вы тоже своего рода врачи, врачи, которые лечат наше общество на всем просторе СНГ, видимо, менталитет у нас всех общий.

Теперь, чтобы не растекаться мыслью по древу, перейду к делу. Последнее время часто слышу, что всё начинается с того, что необходимо разобраться в себе, познать себя, иначе и мир не мил, и вообще на этой планете нечего зря воздух потреблять и волочить жалкое существование.

Коротко о себе: 25 лет, живу в небольшой стране с теплым климатом, расположена между Украиной и Румынией. Работаю с 15 лет, сперва просто для покрытия затрат на развлечения и хобби, затем нашел себя в ИТ-сфере, поэтому, поступив в университет на ИТ-факультет, сразу же попутно устроился по специальности. Работой доволен во всех смыслах, это больше даже походит на хобби.
Девушки нет, а все предыдущие попытки за последний год либо заканчивались френдзоной, либо апатией к подопытной из-за отсутствия общих тем для разговоров (а ближе как-то и неудобно, надо ж чем-то заинтересовать). В некотором роде уже даже привык к свободному образу жизни, благо работа и увлечения отнимают большую часть времени бодрствования. По правде говоря, мне даже с преподавателями в университете было проще общаться «на равных», с полицией на дороге, нежели с девушками, которые вызывают интерес.

Стараюсь постоянно развиваться. Это и статьи/видеоподкасты по работе, и книги русской и зарубежной литературной классики. Друзья разных сословий: от простых работяг до молодых бизнесменов, которые также всего добились/добиваются сами. Стараюсь поддерживать дружеские отношения со всеми.

Как себя познать? Как разобраться в себе? Понять, чего я хочу? Я даже не уверен, чего именно хочу от личной жизни: долгосрочных и доверительных отношений или наоборот - новой пассии каждый уикенд. Присматриваться к своим действиям стараюсь постоянно, но на выходных делаешь то, что в будние дни закончить не успел, оглянуться не успеваешь - опять понедельник. Понимаю, что нужно менять себя, а с чего начать, не знаю. Мысль об отпуске немного тревожит, поскольку кажется, что не найду, чем себя занять. Пару лет назад думал: куплю автомобиль - объезжу всю страну. Когда автомобиль приобрел - понял, что не так уж это и круто, во-первых, лень, а во-вторых, дороги не везде есть:) в-третьих, страх… страх того, что ну приеду в желаемое место, полюбуюсь пару минут красотами, выкурю сигарету, и обратно - скука…

Общаясь с другими, особенно с друзьями, стараюсь уловить, прислушаться к тому, какие проблемы во мне заметны (извне же виднее должно быть?) но упорно молчат.

Цели есть, но они краткосрочные, то есть на неделю, месяц… а вот как бы задать себе супер-цель… Собственная квартира? Можно ли это считать целью?

Всё вышеописанное довольно часто заставляет думатьЮ что просираю молодость. Если тема актуальна и будет вам интересна, просьба - прокомментируйте, посоветуйте.

Ответ

Привет славной Молдавии, искренне рады тому факту, что нас читают во всех осколках «Союза нерушимого республик свободных». Как вы поживаете? Как живется под скипетром Додона? Не обижает?
Ты одарил нас такими лестными и приятными словами, что даже неловко. Потому что мы не можем ответить тебе взаимностью. Дружище, мы понимаем, что ты платишь за интернет не для того, чтобы тебя в нем оскорбляли, но по факту мы можем сказать, кто ты такой. Ты не борец, живешь по принципу «будь что будет», жутко ленивый, непостоянный и лучше всего у тебя получается находить оправдания. Вот всё, что тебе нужно знать про себя, и это всё ты, в принципе, знаешь. Это твои основные проблемы, которые ты жаждал узнать от своих друзей. Можешь не благодарить. Рисуется образ весьма печальный, человека ни рыбы ни мяса, который ничего не хочет, ничего не знает и ни в чем не уверен. Вот как ты поймешь, какие отношения тебе нужны, если не пытаешься найти девушку? А если всё заканчивается одинаково печально, это символизирует то, что ты не учишься на своих ошибках. Даже мы не раз писали о том, как и . Нужно прокачивать навыки не только в профессиональной среде, особенно если раз за разом наступаешь на одни и те же грабли.

Вот ты говоришь, что рутина мешает тебе начать себя менять. Любезный друже, так ты начни выполнять работу в срок, составь план, придерживайся распорядка, систематизируй процесс - и не придется брать работу на дом. . Тебе даже думать не надо, ты и сам четко обозначил свои проблемы и выявил причины своей стагнации. А стагнация, не устаем повторять, хуже кастрации.

Ты вроде бы хороший парень, но тебе ничего не надо от жизни. Ты даже свою мечту засрал - отсутствие дорог. Я тебя умоляю, в нашей стране, зажатой между Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Китаем и еще страшной кучей стран, дороги тоже отвратительные. Но нас это не останавливает. Не знаем, с какими сложностями приходится сталкиваться гражданам вашей республики при въезде в Румынию. Вроде как нужно подтверждать финансовую состоятельность, а зарплаты у вас по европейским меркам невелики, но если накопить, то можно отправиться и туда. Просто ты ничего по-настоящему не хочешь, потому что твои настоящие желания пугают тебя своей несбыточностью. А еще ты ленив.

Как говорила твоя землячка, старуха Изергиль «У!.. стариками родитесь вы… Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…». Вот и ты молодой, сильный, а живешь как старик. Ты просто перестань везде искать оправдания, и начни доводить всё до конца. Не забудь наладить рабочий процесс, с этого даже нужно начать. Старайся использовать разные методы для достижения своих наглых целей и, самое главное, будь честен с самим собой, говорили же тебе - не прикрывайся отмазками. Если твое эго стоит на коленях, умоляет сменить работу, страну, образ жизни, то не пытайся его заглушить. Скорее всего, тебе и правда нужно меняться. Если тебе кажется, что всё нормально, то еще раз прочитай внимательно всё, что мы написали выше. В конце концов спроси у друзей напрямую, в этом нет ничего постыдного. Скажи, что запутался, что нужна помощь, и увидишь, как злорадная толпа приятелей вывалит наружу всё, что думает о тебе.

Мы бы посоветовали тебе найти новое хобби, повысить навыки общения, и прочее, и прочее, но с человеком, который нашел оправдание, чтобы не уходить на заслуженный отпуск, это не пройдет. Ладно, если бы трудоголиком был, так ты просто боишься разочароваться. А ты не бойся. Ты рискни, ты попробуй.

И, кстати, насчет , тех самых, которые краткосрочные. Мелкие цели достигаются проще, зато растет твоя самоуверенность, ты уже лучше понимаешь, чего хочешь, и тебе гораздо проще достичь чего-то большого. А квартиру не выдумывай. Ты вообще поменьше думай и побольше действуй.

ПОЗНАТЬ

ПОЗНАТЬ

1. Получить знание чего-нибудь (филос.). Познать сущность вещей. Познать природу.

2. На собственном опыте пережить, испытать (ритор.). «Рано познала ты горе, обман и людское злословье.» А.К.Толстой . Познать добро и зло.

3. Узнать, получить истинное представление о ком-чем-нибудь. Познать друга в несчастье. Познать самого себя.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПОЗНАТЬ" в других словарях:

    Пережить, понять, въехать, осознать, сообразить, уяснить, хватить, ухватить, уразуметь, разобраться, восприять, составить себе представление, разгадать, овладеть, вкусить, совокупиться, перевидать, отведать, повидать, постигнуть, хлебнуть,… … Словарь синонимов

    познатьѥ - ПОЗНАТЬ|Ѥ (3*), ˫А с. Узнавание: Оудобь исаино пррч(с)тво б҃ословець помѧну. бесловесны(х) познатьѥ… волъ ѹбо сдѣ въ обра(з) жидовьскы(х) людии. по(д)˫аремни(к) бо подъзаконе(н). оселъ же ˫азыци кромѣ закона занеже неч(с)тъ и дебелъ. волъ же ˫ако … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    ПОЗНАТЬ, аю, аешь; познанный; совер. (книжн.). 1. кого (что). Постигнуть, приобрести знание о ком чём н., узнать вполне. П. природу. П. сущность вещей. П. жизнь. П. друга в несчастье. 2. что. Испытать, пережить. П. радость. П. горечь разлуки. |… … Толковый словарь Ожегова

    познать - истину знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    познать - ▲ обрести знание познать приобрести знание. обогащать знаниями. черпать. почерпнуть. познаваемость. | непознаваемый. трансцендентный. ▼ наука ↓ НАУКА, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ см … Идеографический словарь русского языка

    познать - глубоко познать … Словарь русской идиоматики

    Позн’ать см. познание … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Сов. перех. 1. Получить истинное представление о чем либо, узнать что либо вполне. 2. см. тж. познавать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Познать, познаю, познаем, познаешь, познаете, познает, познают, позная, познал, познала, познало, познали, познай, познайте, познавший, познавшая, познавшее, познавшие, познавшего, познавшей, познавшего, познавших, познавшему, познавшей,… … Формы слов

    познать - позн ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

Книги

  • Познать себя в бою , А. И. Покрышкин. Повесть выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации о своих командирах, фронтовых друзьях и воспитанниках 9-й гвардейской истребительной…
  • Познать женщину , Оз Амос. Герой романа популярного израильского прозаика - охотник за чужими тайнами. Но что такое эти тайны перед загадками обыденных вещей?…

Познавать окружающих людей необходимо, без этого не обойтись, особенно руководителю. Но еще более важно познать самого себя. Худо человеку, когда вдруг открывается, например, что он не такой умный, как полагал, не столь красивый, как хотелось бы, не так храбр, как считал, и т. д. Мало кому удается при этом сохранить хладнокровие, безболезненно принять нелестную для себя новую самооценку. Не лучше и противоположная ситуация, когда человек вдруг узнает; он от рождения обладал недюжинными задатками, но построил свою жизнь таким образом, что загубил их.

Как ни больно воспринимается людьми поздно осознанная необходимость переоценки самого себя, тем не менее это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Вот с чем говорят данные зарубежных исследований.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни и утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали не потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их жизнь планировалась ими самими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя. В течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. И здесь никакого чуда нет, ибо нет людей, ни к чему не способных.

Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Для тех, кто не потерял интереса к самому себе, можно сформулировать правила самопознания.

Правило первое. Нужно помнить, что наше Я довольно многозначно. Специалисты указывают более десятка его значений. Например, Я - каким сам себе кажусь в настоящее время. Это не всегда совпадает с тем, каким я хотел бы стать, каким хотел бы казаться людям, каков я на самом деле, и тем более с тем, каковым считают меня окружающие люди. Можно говорить о фантастическом Я, то есть о таком, каким я мог бы стать, если бы… И это еще не все Я. Так что, собираясь разобраться в своем Я, нужно хотя бы приблизительно определить, о каком из многочисленных значений идет речь.

Конечно, главное внимание следует уделить тому, что я представляю собой на самом деле объективно. Необходимо также знать подлинные представления окружающих людей о себе, ибо от этого зависят их отношение, готовность сотрудничать или конфликтовать со мной. Но отсюда не следует, будто мнения других о себе нужно принимать некритически, как истину в последней инстанции. Полезно оценивать взыскательно не только свои собственные представления о себе, но и представления других.

Правило второе. Человеку присуща потребность в самоуважении, в том, чтобы сохранять собственное относительно высокое мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в строгом соответствии с определенными целями. Можно сказать, что без самоуважения человек во многом перестает быть человеком.

Поучительно в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина:

«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер, - писал он. - Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (Полн. собр. соч. Т. 16. С. 40).

Такова сила самоуважения: в одних и тех же объективно рабских условиях жизни наличие его делает человека революционером, а недостаток или отсутствие сталкивает на дно социальной жизни.

Правило третье. Человек, стремящийся познать себя, должен постоянно помнить, что психика обладает весьма специфическим свойством: она как бы вытесняет из сферы сознания неприятные, беспокоящие переживания, «забывает» их. Хорошо это или плохо? И то. и другое. Хорошо, потому что легко себе представить, чем бы закончилось непрерывное накопление неприятных переживаний: человек мог бы не выдержать психологического перенапряжения. Плохо, потому что факт выветривания из психики тревожащих переживаний мешает осознанию событий, стоящих за ними, объективной оценке собственной роли в них.

Например, если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро улетучивается из моей памяти под влиянием определенного свойства психики, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыл». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Отсюда правило: тревожащие, не очень ясные переживания надо попытаться осознать, проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

Правило четвертое. Многие поступки человек совершает без предварительного продумывания. Если они не повлекли за собой особых осложнений, то, как говорится, инцидент исчерпан. Но когда вдруг необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям для него самого, человека или других людей, он неудержимо стремится оправдать свой поступок, неуместность которого всем очевидна. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если я без всяких видимых причин нагрубил человеку, за что меня призвали к ответу, то я стараюсь задним числом найти причины моей несдержанности с тем, чтобы мое поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения.

Но если рационализация мотива (так называется это явление в психологии) станет правилом для данного человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать и могут привести к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов с тем, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это очень трудно, болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Правило пятое. Когда человек сильно возбужден, например под влиянием, неприятного разговора с кем-то, по сам не может ответить ему тем же, то он ищет так называемого «козла отпущения» и «разряжается», подобно молнии, в ничего не подозревающего третьего человека. Так, обида, нанесенная мужем жене, в конечном счете выливается на ребенка, которого мать вдруг начинает ругать без видимой причины. Точно так же поступает продавщица, которой испортил настроение ее начальник: она ни с того ни с сего набрасывается на первого встречного покупателя. От этого страдает не только покупатель, но и сама продавщица, ее самоуважение. Какой же отсюда вывод? Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть, грубо говоря, делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения. Поэтому человек, который задался целью самопознания, не должен доводить себя до такого состояния, когда он фактически теряет самоконтроль. Втянувшись в эмоциональный взрыв, выйти из него чрезвычайно трудно.

Правило шестое. Наблюдательные люди знают: если мальчик неравнодушен к девочке, то он доставляет ей немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от урока и т. д.). В психологии это объясняется следующим образом. Ребенка начало тревожить глухое чувство симпатии к девочке, чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам так же глухо чувствует, что это «что-то нехорошее», за что ни товарищи, ни учителя не похвалят, догадайся они, в чем дело. Отсюда совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Подобное случается не только с детьми. Взрослые тоже не избавлены от противоположных реакций, и но только, конечно, по отношению к другому полу. Так, легко заметить, что в коллективе подхалимы не всегда открыто лебезят перед начальством. Кое-кто из них осознает, что подхалимство осуждается окружающими, да и самому не доставляет большой радости. И тогда образуется противоположная реакция: подхалим начинает наскакивать на начальника, в душе оставаясь подхалимом и ненавидя себя самого за это подленькое качество. Что из этого следует? Поймав себя на мысли, что вас одолевают осуждаемые в коллективе чувства, не надо пытаться их маскировать противоположной реакцией. Этим можно ввести кого-либо в заблуждение, но нельзя обмануть самого себя: качество это все равно себя обнаружит, как его тщательно не скрывай. Надо попытаться проанализировать его, дать ему заслуженную оценку, не щадя своего самолюбия, и постараться преодолеть эту черту характера открыто, без игры на публику.

Правило седьмое. Человеку нередко мешает познать самого себя и то обстоятельство, что, обладая какими-то до конца не осознанными отрицательными качествами, он не может оценить их из-за того, что не хочет плохие качества признавать. Они ему не нравятся. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей. Тем самым он, оправдывая себя, как бы избавляется от плохих качеств. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается. Так, человек, который ворует там, где работает, понимает, что он поступает плохо, это его беспокоит, мешает его душевному равновесию. И тогда он проецирует свои склонности на других людей, начинает считать, что все кругом воруют, отчего ему становится легче. Ложное мнение его успокаивает, действует на его совесть подобно наркотику.

Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение. Более того, оно усыпляет бдительность, мешает объективному самопознанию человека.

Правило восьмое. Жизнь и деятельность каждого включает множество самых разнообразных событий и ситуаций, различающихся по степени трудностей, которые приходится преодолевать. Случаются такие события, в ходе которых поведение и деятельность человека наталкиваются на серьезные трудности, непривычные, ранее пе встречавшиеся ситуации. Именно в этих условиях человек получает наибольшую информацию для самопознания. Вот почему тут нужно быть особенно самокритичным.

Если в обычных условиях многие поступки совершаются. как говорилось выше, без сознательного обдумывания и контроля, то в сложной ситуации плыть по течению недопустимо. Насколько личность оказывается психологически подготовленной к неожиданностям, настолько ее самооценка заслуживает высокого балла. Следовательно, надо обладать способностью непрерывно находиться в состоянии бдительности в житейском и профессиональном отношении. Человек, часто попадающий впросак при внезапном возникновении сложных для него ситуаций, должен глубоко задуматься над своим поведением.

Правило девятое. Редко кто подозревает, какие могущественные резервы таятся в человеке. В первую очередь это касается резервов физического развития, но и умственных способностей тоже, если их постоянно упражнять, решая все более усложняющиеся интеллектуальные задачи.

Неограниченны возможности человека и в отношении совершенствования профессионального мастерства. Простой пример: способные специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытный шлифовальщик в 200 (!) раз зорче нетренированного человека: он воспринимает просветы и зазоры до 0,0005 мм, в то время как неспециалист только до 0,1 мм.

Велики возможности человека и в нравственном совершенствовании, в самовоспитании. Никогда не поздно начать воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, добросовестное отношение к работе, доброта к другим людям и взыскательность к себе. Вот почему в самопознании нельзя ориентироваться только на достигнутые успехи. Какими бы большими они ни были, себя нужно всегда оценивать с точки зрения тех перспектив, которые открыты перед человеком.

Правило десятое. Оно, в отличие от девяти предыдущих, касается только людей, облеченных властью. При прочих равных природных задатках руководителю труднее оценить себя, чем рядовому человеку, не наделенному правом отдавать другим приказы и распоряжения и требовать их неукоснительного исполнения. Он находится в менее благоприятных условиях с точки зрения самопознания, и причин тому много.

Руководитель вправе судить и миловать. От него зависит, как в коллективе распределяются поощрения и ответственность. В случае, когда приходится решать дилемму «кому что», далеко не каждому должностному лицу удается заставить себя отдать «пироги» подчиненному, а «шишки» принять в свой адрес. Чаще поступают наоборот. По-человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Человеку, имеющему возможность поступать таким образом, трезво оценивать себя гораздо труднее. Чтобы не дойти до беды, руководителю надо учиться брать на себя неудачи коллектива, беспристрастно анализировать их для поиска ответа на вопрос: «Мог бы я как руководитель заранее подстраховать вероятные неудачи?» Это значит отказаться от принципа «самосвала», то есть стиля, при котором ответственность за промах начальник сваливает с себя на подчиненного. В таком случае у руководителя появляется возможность для более глубокого самопознания. Известно, что своему начальнику с большой охотой докладывают приятные новости, а те, которые могут испортить ему настроение, притормаживают. Теперь уже, разумеется, не то, что в древности, за дурные вести голову не рубят. Тем не менее человеческие слабости сохранились, правда, в виде не очень опасного психологического рудимента,

Случается, что подчиненные иногда в своем простительном, казалось бы, желании обрадовать любимого начальника переусердствуют. Тогда отрицательная информация не просто притормаживается, а умышленно укрывается и до начальника не доходит. Соответственно выпячиваются, приукрашиваются и преувеличиваются приятные вести. Более того, иногда их фабрикуют на пустом месте. Тут уж есть от чего закружиться голове руководителя: где уж там до объективной оценки положения дел на доверенном участке и корректировки самоуважения?

Правило одиннадцатое, и последнее. Опять же в назидание руководителю. Среди подчиненных попадаются разные люди. Одни хорошие, другие не очень, третьи плохие… Работать приходится с теми, кто есть. Но встречаются в коллективах такие активные, от которых иногда хочется бежать на другую работу. Они без утайки режут правду-матку в глаза кому надо и особенно кому не надо, норовят забраться на трибуну при каждом удобном случае. Нет чтобы прийти в кабинет и за закрытой дверью сказать: так, мол, и так, товарищ начальник, мы вас знаем хорошо, стоим за вас горой, любим и ценим. Но вот есть некоторые недоработки по вине таких-то и таких-то товарищей. Тех бы товарищей вмиг привели бы в чувство. Сколько хлопот доставляют эти правдолюбцы, как подводят перед высшим руководством и как плохо действуют на коллектив!

Подхалимы травят правдолюбцев - им обидно: они тоже все видят, но сказать не решаются.

Правило здесь такое: какие бы хлопоты ни доставлял правдолюбец, умный начальник не даст его в обиду, защитит от наскоков улыбчивых угодников. Ведь если коллектив лишится таких людей, непременно со временем в нем начнется застой, поселится всеобщее равнодушие. Так что берегите беспокойных, неудобных правдолюбцев, Они помогают трезво смотреть на дела и поступки люден.

Это последний совет и начальникам, и их подчиненным.

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

И моей совести. Эго самоутверждается, а совесть поглядывает на степень адекватности самооценки.

Самоутверждение я распознаю как механизм поощрения развития. Когда открывается возможность использовать иные стимулы для развития, самоутверждение (как стимул движения по жизни) ослабевает.

Иным стимулом, как пример, может стать интерес и любопытство, которые в своей крайности становятся жаждой познания. Я хочу постичь тайну пути, который выбрал. К этой тайне я уже осторожно прикасался, и она меня ошеломила. Все мы охотно выбираем то, что нам интересно. Постижение тайны начинается с интереса, который перерастает в страсть, в огонь, который тебя не сжигает, а придает еще больше сил!

Еще один стимул – любовь. Когда я люблю людей, мне словно ничего не нужно, мне хорошо просто от того, что я есть. В это время я хочу делать что-то полезное и созидательное просто потому, что я хотел бы делиться этим состоянием.

Со мной такое бывает нечасто. Мною по-прежнему часто руководит самоутверждение. Но я все меньше занимаюсь самобичеванием по этому поводу. Этот стимул – не враг и не коварный зверь. Врагом самоутверждение становится, когда я с ним борюсь. Но, принимая свое самоутверждение, я ощущаю, как этот стимул развивает различные качества моего внимания и качества той силы, которая позволяет мне отличать одно от другого.

В этой жизни у меня, как и у большинства людей возникало немало «проблем» из-за самоутверждения, когда оно приводило к колеблющейся самооценке. Однако все эти «проблемы» были ценными уроками. – один из самых непростых уроков. Его я до сих пор прохожу. Но это приятие, я уверен, заслуживает всего пути, который был доселе пройден.

В этой статье я очередной раз хочу поговорить о том, как порой себя ведет наша самооценка, когда ее зашкаливает в разные крайности, о тех уроках, которые мы проходим на этом пути под влиянием самоутверждения.

Страх перед собой

Представьте себе кастовый строй, где есть сословия продвинутых и уважаемых господ, ряд промежуточных каст и несколько низших, в которые обычно попадают всевозможные «отбросы общества». Человек с колеблющейся самооценкой живет в таком вот кастовом строе, но при этом его каста еще толком не определена, поэтому сам человек не знает, чего заслуживает, но подспудно (как правило) надеется и даже верит, что относится к какой-нибудь продвинутой, или даже высшей касте высокопочитаемых и всеми любимых господ. При такой завышенной самооценке человеку то и дело грозит столкновение с реальностью, которая его опускает на землю.

Чем сильней разница между реальным положением дел и раздутой самооценкой, тем больнее опускаться с высот самолюбия на твердую землю. Поэтому чаще всего мы стараемся одурачить себя как можно более искусно таким образом, чтобы самооценка не занижалась, чтобы продолжать и дальше виртуозно витать в облаках самообмана, заблокировав реалии какой-нибудь подходящей для случая рациональной чепухой, обвиняя в своем несовершенстве других людей, или « » жизни.

Мы избегаем страха крушения иллюзий нашего эго, подменяя этот страх второстепенными внешними «проблемами». В сущности все мы боимся не каких-то якобы «проблемных» событий, а тех перемен, которые в силу этих событий могут произойти в нашей «голове». Наш ум не хочет меняться, и блокирует все, что влияет не лучшим образом на нашу самооценку. Нам проще оставаться в , нежели взрослея признавать свою ущербность в чем бы то ни было. Мы соглашаемся с тем, что вписывается в образ нашего «я». Мы отрицаем то, что этот раздутый образ разрушает.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Во время псих. консультирования толковый психолог помогает человеку увидеть себя и принять себя таким, каков человек есть в настоящий момент жизни. Такое приятие происходит через обострение, через прохождение сквозь страх к истине. Поэтому первое время такая работа может усилить переживания, от которых человек бежал. Клиенты приходят за помощью, до конца не понимая, что в каком-то смысле как раз от этой помощи они бежали все это время. Почти никому не хочется всерьез говорить о своих насущных проблемах. Такая готовность приходит не сразу. Иногда необходимо ее выстрадать.

Проживая полностью свои переживания, мы избавляемся от их влияния. Это – приятие самого себя во всей «полноте» своих переживаний. Принять себя эгоистичного, грубого, слабого – важная часть обретения целостности. Именно такое приятие позволяет раскрыть истинный альтруизм, чуткость и силу. Это – завершение «пазла» личностной целостности.

Страх принять сложно, поэтому мы блокируем его, подменяя истинную проблему «гибнущего» эго внешним суррогатом этой проблемы. Ум защищает свои позиции, закрываясь всеми силами от истины, которая колеблет наши самолюбивые иллюзии. Ум защищается от истины, подбирая для этой самозащиты наиболее подходящий рациональный самообман. В качестве такого самообмана подходит любая концепция, которая «обесценивает» жестокую правду болезненную для ума истину, и которая кажется более-менее рационально пригодной для этого бесстыдства дела. Об этих трюках ума я уже говорил в статье: « ».

Заблокированный самообманом страх превращается в разновидности негативных переживаний от легкого раздражения до ярого бешенства, в зависимости от количества и качества иллюзий, которые оказались под угрозой разрушения. Так, например, если человек считает себя неоправданно умным и на этом выстраивает свою самооценку, он будет блокировать любые внешние влияния, которые намекают на его «глупость». Причем «намеки» эти человек будет выискивать самостоятельно с завидной настойчивостью даже там, где ими и не пахло. Просто подспудно мы всегда знаем, где и как мы сами себя дурим. Мы сами играем с этим самообманом, переходя из крайности самовозвышения – к крайности презрения к собственной персоне. Об этом я уже говорил в статье « ».

Неадекватно завышенная самооценка, приводит к падению, а затем, чтобы это падение компенсировать, мы пробуем подняться еще выше. Так работает «комплекс Наполеона». Раскачиваясь то вверх, то вниз, мы создаем своеобразный психический «заряд», «активность», которая начинает жить своей жизнью на нашей внутренней территории. Эта «активность» чутко улавливает все импульсы, которые влияют на ее мощность. Похвала, одобрение и согласие раскачивают в одну сторону, а критика, отрицание и несогласие направляют его – в другую. Иными словами, если у человека есть невроз по поводу каких-то своих качеств, он будет высматривать поощрение и порицание этих качеств там, где любой другой человек спокойно проходит мимо без всяких переживаний вообще.

Любой намек из внешнего мира, который «подтверждает» нашу никчемность у нас может вызвать стыд, раздражение и даже привести к затяжной депрессии. Этим подтверждением может стать какой-нибудь неуловимый небрежный или неаккуратный жест, который какой-нибудь абстрактный слуга не позволил бы в отношении какого-нибудь короля. И вот этот жест как бы показывает нам, что мы – не хозяева жизни, а простые смертные, что место наше – не «в первом ряду», а быть может даже где-нибудь «под плинтусом». Человек при этом живет так, словно его каста еще не подтверждена, и он переживает, что может оказаться кем-нибудь из отбросов общества.

Порой мы ждем подтверждения о своем предназначении от каких-то случайных событий, которые подтвердят нашу касту – наше место в этой жизни. Вот человек нам улыбнулся, и мы думаем: «ага, наша каста, наверное, из продвинутых!» Как пел Найк Борзов: «И я самый модный, и видимо, – самый красивый!» Уверенность в себе возросла, осанка стала статной, жесты величественными, улыбка снисходительной. В общем, павлин, стал напыщенным и важным.

А вот человек нас опустил. Как ведет себя ум? Его бессознательный монолог мог бы звучать так: «Меня? Великого властелина помойки? Опустили? Как он мог? Так ведь он же мне бесстыдно намекает, что я из нижней касты? Так ведь из-за этой сволочи у меня сейчас вся жизнь коту под хвост пойдет? Из-за него я могу попасть в отбросы общества и стать вечным слугой, подтирающим чужие задницы? А вдруг я и есть грязный слуга? Но пока об этом никто не знает! А вот этот гад, кажется, что-то такое во мне увидел, распознал признаки грязного «слуги»… И если он об этом расскажет другим, эти другие тоже увидят эти признаки и поймут, что я – ничтожество, и меня можно унижать, плевать в мою сторону и отправлять в выгребную яму за посылками, как «мальчика на побегушках». И жить я буду в грязи, работать тяжелым рабским унизительным трудом «на дяденьку», и скончаюсь на помойке! А может быть меня сразу на помойку и выкинут, как неполноценную дефектную вещицу».

Все происходит таким образом, пока человек ждет, что события определят его место в этой жизни, «покажут» ему кто он и чего достоин, пока «провидение» не спустится, или пока не приедет принц на белом коне, или под «алыми парусами». Ждать у разбитого корыта можно до самой старости. Все это – великий самообман. Не является человек ни божеством, ни червяком. Все это – оценки ума, на которые ум же сам и покупается. Человек – это просто человек, – ни больше, ни меньше..

Судьба

На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят. Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою. Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.

Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.

А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.

Пока наша зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.

Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы. Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной. Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.

Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы