Про деток, от рождения до школы

В конце октября «Уральские пельмени» провели совещание, на котором участники шоу приняли решение об . Решение можно назвать коллегиальным - согласно учредительным документам, право голоса имеют все члены команды, в той или иной степени владеющие долей в компании «Творческое объединение «Уральские пельмени».

Внезапную отставку своего директора в команде объяснили тем, что Сергей Нетиевский занят (он является продюсером Idea Fix Media и учредителем First Hand Media), редко появляется в Екатеринбурге и, следовательно, больше не может эффективно исполнять свои обязанности. В команды говорится, что все изменения уже закреплены юридически.

Отныне директор группы - Сергей Исаев. Мы встретились с новым лидером «Уральских пельменей» и спросили, что он будет делать лучше Нетиевского.

Для всех стала большой неожиданностью отставка Сергея Нетиевского, занимавшего должность директора последние 17 лет. Появилось много слухов, в том числе - что причиной отставки стал финансовый конфликт. Что произошло?
- Тут все достаточно просто. Сергею стало тесно в Екатеринбурге и, как бы это ни прозвучало, он променял наш город на Москву. Сергей сам не раз говорил в интервью, что стал москвичом, что ему намного комфортнее в столице, что он чувствует себя там как рыба в воде. Иными словами, Сергей перестал быть «пельменем в кастрюле» и стал «рыбой в воде».

Все это сказалось на его работе в «Уральских пельменях». Нельзя что-то сочинять, находиться в тесном контакте с командой, быть на сборах, оставаясь при этом в Москве. Сами мы переезжать в Москву не собираемся. Мы давно для себя решили, что репетиционная база будет там, где живут наши родители и дети.

Что касается слухов о политических или финансовых спорах, то мы это даже не комментируем. Если ты что-то комментируешь, это значит, что ты начинаешь к этому как-то относиться, рассуждать, анализировать, оправдываться… Мы не хотим ни перед кем оправдываться. Мы честны друг перед другом. У нас нет закулисных игр, кухонных тайн. Нам смешно читать об этом в СМИ.

- Нетиевский останется в команде?
- Никто не выгнан, никто не уволен. Сейчас Сергей будет заниматься своими проектами в Москве, и мы желаем ему в этом успехов. Я думаю, что время покажет. Если Сергей Нетиевский захочет продолжить работать в команде, то мы сядем вместе с ним и все обсудим.

Это нормально, что кто-то уходит в отдельное плавание. В свое время ушел Сергей Светлаков, но никто не устраивал по этому поводу трагедии. Если Светлаков захочет принять участие в концерте, придет и скажет: «Ребят, у меня время появилось. Можно?» - мы ответим: «Серый, да вопросов нет!» У нас нет запрета на общение с тем или иным человеком.

В следующем году - юбилей КВН, за ним юбилей Александра Васильевича Маслякова. Я думаю, что шоу «Уральские пельмени» примет в нем участие. У нас уже есть предварительное приглашение. Мы с удовольствием позовем и Сергея Светлакова, и Сергея Нетиевского.

- Сергей Нетиевский работал над новогодним шоу , и если да, то в каком качестве?
- Он не работал над последними двумя шоу ни как автор, ни как директор, ни как менеджер.

- Вам и другим членам команды удалось сохранить с ним дружеские отношения?
- Конечно. Я думаю, что это такая особенность уральцев - мы добрые, рассудительные люди. Нам важны нормальные, дружеские отношения, потому что так жить легче. Я не буду говорить, что мы чисты, как белый снег. У нас сейчас белого снега-то не встретишь (смеется, - прим. сайт) . Конечно, у каждого свой характер, свои материальные ценности, у каждого своя энергетика, у каждого из нас своя вера. Но главная ценность - это порядочность и доброе отношение друг к другу, которое мы всегда будем сохранять в команде.

Во многом именно благодаря Сергею Нетиевскому несколько лет назад был заключен договор с телекомпанией СТС о трансляции шоу «Уральские пельмени». Это помогло команде выйти на федеральный уровень. Как бы вы сейчас оценили работу Нетиевского?
- Я не буду занижать то, что сделал Сергей. Он действительно принес уже готовый проект на телеканал СТС нашему хорошему товарищу Вячеславу Муругову (советник генерального директора медиахолдинга «СТС Медиа», - прим. сайт) , с которым мы знакомы еще по КВН. Вячеслав дал нам возможность показаться на СТС и закрепиться на телеканале. Но сегодня мы независимый проект. Мы все делаем сами: от написания шуток до съемки, монтажа и выхода в эфир. Мы не зависим от продакшена, от менеджера, от настроения людей на канале. Мы интересная, конкурентоспособная программа. Это стало возможно благодаря каждому из членов команды. То, что мы видим на СТС, - это работа всех ребят.

- Почему именно вы стали новым директором?
- Сама должность - назначаемая. Ребята мне доверяют, поэтому единогласно проголосовали за то, чтобы я ее занял.

- Назначение для вас было неожиданным?
- Это не было какой-то неожиданностью, скорее, мне это было приятно. Команда доверила мне руль! Ты можешь поехать вправо, можешь влево, дать газа или просто постоять, прогреть мотор. Важно не запороть механизм, который оказался у тебя в руках. Поэтому я стараюсь относиться к нему с трепетом: вовремя прогреваю, заправляю, делаю ТО, чищу, если нужно, что-то меняю, улучшаю.

На самом деле это постоянная работа, 24 часа в сутки. Мне приходится решать вопросы, которые я не могу отложить на завтра. Отвечать нужно здесь и сейчас. Иногда бывает, что вопрос требует коллегиального обсуждения, но посоветоваться со всеми просто нет времени, тогда я беру ответственность на себя и принимаю решение за всю команду. Это, пожалуй, самое сложное. Но к этому нужно быть готовым. Если я что-то не успеваю, то ребята помогают.

Какое первое управленческое решение вы приняли в новой должности? Будете кардинально менять систему, которую выстроил Сергей Нетиевский?
- У нас запланировано несколько изменений, которые мы обсуждали всей командой. Моей задачей в данном случае было аккуратно донести те задачи, которые нам предстоит решить. Будут изменения в афишах, в нашем названии, бренде. Изменится наша работа с партнерами, со службами, которые постоянно работают за кулисами шоу. Мало кто задумывается об этом, но на концерте «Уральских пельменей» работает 130 человек. Это гримеры, костюмеры, декораторы, реквизиторы, служба питания, транспортная служба, люди, которые занимаются подбором актеров… Моя задача в данном случае - сделать так, чтобы команда поднялась на ступеньку выше, достигла нового уровня.

- Какой следующий уровень для «Уральских пельменей»?
- Сейчас перед нами стоит задача сохранить популярность и продолжить развиваться в формате семейного шоу, не уйти в коммерческий юмор, который временами нет-нет да проскальзывает. Я хочу, чтобы мы остались теми «Уральскими пельменями» из Екатеринбурга, которых сейчас все знают. Также в планах появление новых проектов. Многие в команде заинтересованы в том, чтобы снимать ситкомы, делать полный метр, спортивные шоу…

- Все это на СТС?
- Мы не планируем уходить с канала, нас все устраивает. Мы слышим друг друга, нас видят зрители. Недавно мы разговаривали с генеральными директорами СТС. Они дали понять, что заинтересованы в наших новых проектах, и предложили нам перед Новым годом больше телевизионного времени. У нас очень большие планы, о которых пока я не могу говорить. Для того чтобы все прошло как нужно, мы произвели замены в менеджерском составе. Я надеюсь, что новые люди, у которых есть большой опыт запуска разных проектов, помогут нам показать себя с новой стороны.

Сергей Александрович Нетиевский – российский шоумен и продюсер, бывший директор творческого объединения «Уральские пельмени», в 2015 году ушедший из команды из-за скандала.

Детство и юношеские годы

Сергей родился и вырос в маленьком уральском поселке Басьяновский, затерявшемся среди дремучей тайги. Как все мальчишки того времени, в детстве он играл с друзьями в футбол во дворе, гонял на велосипеде, ходил на рыбалку, занимался спортом.

После окончания школы он уехал в Свердловск (ныне Екатеринбург) и поступил на машиностроительный факультет местного политехнического института. В ВУЗе Нетиевский записался в студенческую команду КВН «Уральские пельмени», которая и стала стартовой площадкой для его будущей карьеры. Вместе с товарищами он придумывал шутки, выходил на сцену и работал в стройотряде «Мечта».

Карьера

Окончив институт в 1993 году, юноша сумел устроиться директором в хозяйственный магазин, но вскоре сделал окончательный выбор в пользу КВН и полностью посвятил себя любимому делу.


Популярность команды стремительно росла, и вскоре ребята оказались в Высшей Лиге. В 2000-м «Пельмени» стали чемпионами, а еще через два года – обладателями Летнего кубка Высшей Лиги. К этому времени Сергей возглавил команду и прекрасно справлялся со своими обязанностями. Под его руководством «Пельмени» трижды становились призерами фестиваля «Голосящий КиВиН» и сыграли вничью в международном турнире между Азией и Европой.

В 2007 году Нетиевский перебрался в Москву, где перед ним открылись совсем иные перспективы. Канал ТНТ запускал новый развлекательный проект «Шоу ньюз» и предложил Сергею его возглавить. Окунувшись с головой в новую деятельность, Сергей понял, что и «Пельменям» нужно переходить на телевидение.


Успех Сергея Светлакова , который, покинув команду, быстро «раскрутился» на ТНТ, лишь подтвердил его правоту. В 2009 году вышел в эфир первый выпуск нового шоу канала СТС «Уральские пельмени», которое тут же вызвало огромный интерес у зрительской аудитории. Уже в 2013 году уральцы стали обладателями премии «ТЭФИ» и были отмечены на страницах Forbes в списке самых успешных российских знаменитостей.

Параллельно Нетиевский занимался еще несколькими проектами: продюсировал шоу «Нереальные истории» и исполнял в нем ведущую роль, являлся членом жюри и идейным вдохновителем талант-шоу «МясорУПка» и принимал участие в написании сценария для нашумевшей комедии «Выкрутасы».


Он даже окончил режиссерские курсы, чтобы к двадцатилетию «Пельменей» снять полнометражный фильм о команде. Но этим планам не суждено было сбыться.

Почему Нетиевский ушел из «Уральских Пельменей»?

В 2015 году Нетиевский оказался в эпицентре скандала. Товарищи по команде обвинили его в том, что он в течение трех лет (с 2012 по 2015) скрывал от них часть доходов от продажи шоу телевидению. Якобы продюсер убеждал «Пельменей», что они работают исключительно за гонорары, и самовольно присваивал часть денег и пускает их на нужды своего продюсерского центра First Hand Media.

Интервью Сергея Нетиевского

В связи с этим остальные члены коллектива подали иск в адрес Нетиевского и отстранили его от должности. Новым руководителем команды стал Сергей Исаев. Для Нетиевского это стало полнейшей неожиданностью. Он подал апелляцию, после которой суд признал незаконность его отстранения.

Судебные разбирательства продолжались несколько лет; в январе 2018 года один из участников «Уральских пельменей», Андрей Рожков , сообщил о подаче нового иска против Нетиевского – на сумме 28 миллионов рублей.


В свою очередь Сергей потребовал у суда взыскать у УП 107 миллионов: это займы, которые фирма «Идея Фикс Медиа» («дочка» принадлежащей Сергею Нетиевскому «Ферст Хэнд Медиа») выдала 4-м юридическим лицам, включая ООО «Уральские пельмени продакшн», а также

Сергей Нетиевский не исключил своего возвращения в "Уральские пельмени".

Спор между "Уральскими пельменями" и их директором (или не директором – тут версии сторон расходятся) Сергеем Нетиевским стала одной из самых горячих тем последних месяцев. После нескольких десятков лет совместного существования стороны отправились в суд, чтобы разобраться в своих отношениях.

Юристы делали громкие заявления. К примеру, представитель "Пельменей" обвинил Нетиевского, что тот фактически не работал , и в ответ получил обвинение, что Сергей Исаев фактически захватил шоу .

Первая инстанция точку в одном из споров уже поставила – свердловский арбитраж решил, что Сергей Нетиевский должен быть восстановлен в должности директора "Уральских пельменей". Но это только первая инстанция и не исключено, что её решение будет обжаловано.

Завтра же в Арбитражном суде продолжится разбирательство по другому иску: "Уральские пельмени" требуют от компании First Hand Media (ею владеет Сергей Нетиевский) вернуть права на товарный знак шоу. Мы поговорили с Сергеем Нетиевским и выслушали его версию происходящего.

– Ваши юристы говорили, что летом прошлого года в "Уральских пельменях" возник какой-то конфликт. Что стало поводом для него? class="_">

– Действительно, у нас были разные мнения о том, куда дальше двигать шоу. Я думаю, что каждый проект должен обновляться. С 2009 года я, как продюсер, который привёл шоу "Уральские пельмени" на СТС, постоянно занимался формированием и обновлением проекта: графика, декорации, приёмы съёмки, монтаж и прочее, чтобы сделать его актуальным и современным.

Громкий конфликт в "Уральских пельменях" разгорелся спустя более чем 20 лет после создания коллектива.

У меня были разные предложения к "Пельменям" по развитию. Например, чтобы каждый делал свой проект, или делать проект с молодыми юмористами, которых для начала ввести в наше шоу, снять документальный и художественный фильмы. Но ребята не восприняли эти идеи, и у нас возникли творческие и организационные разногласия.

– Можете расшифровать, что вы называете "творческими разногласиями"? class="_">

– Мы всегда всем коллективом обсуждали вопросы развития. В результате мы решили взять паузу, пытались обсуждать наши разногласия, а весной я узнал о первых судебных исках.

– Сергей Исаев, когда осенью объявили о разрыве отношений с вами, упирал на то, что вы очень заняты своими проектами в Москве. class="_">

– У меня действительно есть проекты, которые я давно мечтал реализовать. И в эту паузу я начал делать их активнее. Но я всегда занимался и "Уральскими пельменями", и своими проектами.

– Мне рассказывали, что разногласия были не только творческими, но и финансовыми. class="_">

– Конечно, где есть телевизионное творчество, там есть и финансы.

– Вы знакомы с Алексеем Лютиковым, который руководит компанией "Уральские пельмени продакшн"? class="_">

– Да, знаком. Он в 2014 году пришёл ко мне в компанию First Hand Media на должность исполнительного продюсера. И я ему поручил производство шоу "Уральские пельмени", научил и показал, как и что делать, поделился секретами и опытом создания шоу, который был накоплен за пять лет. Он был в компании до осени 2015 года. Но затем у нас с ним возникли разногласия, так как меня не устроило качество его работы по созданию нового проекта "Отцы и эти".

– Говорят, что именно Алексей Лютиков и стал стартовым механизмом конфликта. Якобы он уговорил Сергея Исаева и других участников коллектива производить шоу без вас. Это так? class="_">

– Понятно, что за 20 лет у нас в коллективе было много всяких споров. И Алексей Лютиков теоретически мог усилить эти разногласия и предложить себя в качестве нового продюсера шоу "Уральских пельменей". Тем более он узнал изнутри, как делается шоу.

– В ближайший четверг в московском арбитраже будет рассматриваться иск "Уральских пельменей" против вашей компании First Hand Media: они требуют забрать у вас товарный знак шоу. Насколько я понимаю, есть текстовый товарный знак, а есть графический. class="_">

– Вы юридически подкованы. Действительно, есть текстовый, а есть графический товарный знак. В 2015 году юристы и менеджмент компаний, производящих шоу (First Hand Media и "Идея фикс медиа") инициировали техническую процедуру объединения знаков.

Сергей Исаев (на фото слева) сейчас фактически руководит "Уральскими пельменями", но де-юре директором является Сергей Нетиевский.

Дело в том, что с 2012 года в телевизионных эфирах и на концертах использовался именно графический логотип "Уральские пельмени", разработанный компанией First Hand Media. И он никак не был защищён, не был зарегистрирован в Роспатенте. Продакшн-компания объединила эти два знака, чтоб снять риски по отношению к каналу и к другим партнерам.

– Есть такое мнение, что вы, когда уходили из "Пельменей", попросту взяли и товарный знак заодно забрали. class="_">

– Обыватели могут так думать. Но мы этот знак никак не используем, не препятствуем команде делать шоу и проводить гастроли. Самое же главное, что, как только возник спор по поводу товарного знака, First Hand Media готова была передать этот знак коллективу. Мы несколько раз предлагали это и представителям коллектива и непосредственно команде. Но они не хотят забирать знак! Вместо этого они подают в суд.

– А когда First Hand Media зарегистрировала его? class="_">

– Боюсь ошибиться, это было в ноябре прошлого года.

– Вы готовы передать бесплатно или за какую-то финансовую компенсацию? class="_">

– Компания First Hand Media готова передать его совершенно бесплатно.

– Ранее юристы команды говорили, что товарный знак "Уральские пельмени" стоит 400 миллионов рублей. class="_">

– Эта цифра взята с потолка. Непонятно, на чём основан этот отчёт. Насколько мне известно, состоялось заседание "Российского общества оценщиков", которое признало, что отчёт, на который ссылаются юристы коллектива, сделан с существенными нарушениями. Думаю, что 14 июля суд в этом вопросе разберётся.

Интересно, что Юля Михалкова в число совладельцев "Уральских пельменей" не входит.

– Почему решили потребовать восстановить себя в должности директора, если ваши отношения всё равно на паузе? class="_">

– Для того, чтобы разрешить разногласия, которые возникли. Существуют юридические моменты: если люди расстаются, то нужно делать это цивилизованно.

– Вы с 1994 года в "Пельменях", а с 1998 года – директор команды. Понятно, что коллектив за это время обновлялся. Но сейчас за пределами проекта оказались вы. Для вас эта история закрыта? class="_">

– Нет, вопрос открыт. У нас есть споры, но это не значит, что мы враги-враги. Бывает так, что проходит время и споры отходят в сторону.

– Мне кажется, что сложно вернуться обратно после судебных тяжб. class="_">

– Как говорят на Востоке, склеенный сосуд протекает тонкой струйкой... Но в этой жизни всё может быть.

– Вы после ухода из "Уральских пельменей" смотрели новые выпуски шоу? class="_">

– Честно скажу, что не все. В какой-то степени шоу стало отличаться от того, что мы делали раньше. Но проект популярен, люди его смотрят, и я желаю ребятам успеха, чтобы "Пельмени" и дальше развивались.

– Для компании First Hand Media "Уральские пельмени" насколько значительным с финансовой точки зрения проектом были? class="_">

– В процентах не скажу. Существенным. Но мы занимались и занимаемся не только "Пельменями". К примеру, мы сделали мини-сериал "Сезоны любви" для телеканала "Домашний", готовимся к производству полнометражной комедии "9 Марта", активно развиваем проект "Лига импровизаций".

– Я так понимаю, что в сентябре "Лига импровизаций" пройдёт и в Екатеринбурге. В чём фишка этого шоу? Почему оно должно взлететь? class="_">

– Мы хотим собрать все коллективы, которые занимаются импровизациями в Екатеринбурге. Провести для них мастер-классы, тренинги. И в итоге лучшие станут участниками гала-концерта и будут приглашены в октябре в Москву на съёмки.

"Лига импровизаций" – это соревнование в театральной импровизации короткой формы. Мы берём темы игр у зрителей, задаём правила игры и делаем юмористические номера. Это полная импровизация. И, как в любом соревновании, команды получают оценки. Помимо уральских команд приедут победители "Лиги импровизаций" 2015 года, и будет настоящий баттл.

– Появится ли это шоу на каком-то из телевизионных каналов? class="_">

– Мы сейчас ведём переговоры с несколькими каналами. Думаем, что это будет часовое шоу. Это совершенно новый проект для нашего телевидения. Есть ощущение, что этот проект должен получиться.

P. S. сайт всегда делает всё возможное, чтобы отражать в публикациях мнение всех сторон. Если Сергей Исаев, с которым мы ранее много раз общались, согласится прокомментировать ситуацию, то мы с удовольствием предоставим ему самую посещаемую в Екатеринбурге площадку.

Бывшего лидера коллектива Сергея Нетиевского выгнали из команды: когда-то неразлучные коллеги и друзья поссорились из-за денег.

«Шоу Уральские пельмени»/ТАСС

Екатеринбуржцы, выбравшие себе в униформу оранжевые рубашки, собрались в 1993 году на базе студенческих строительных отрядов Уральского политехнического института. Их было 12, как апостолов, — Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин, Дмитрий Соколов и другие. Из команды «Парк текущего периода» взяли Сергея Светлакова. В 1994 году пришел Сергей Нетиевский. Создали сборную команду УГТУ-УПИ, назвались «Уральские пельмени», начали играть в КВН и в 2000 году выиграли Высшую лигу. Потом взяли несколько кубков и начали думать о продолжении пути.

Сергей Нетиевский. Фото: Канал СТС

Вот тогда Сергей Нетиевский и взял на себя управление кораблем. Все считали его хорошим капитаном судна, человеком, который сможет продвинуть и продать проект на ТВ. И Сергей Исаев, который впоследствии сместил Нетиевского, и Дмитрий Соколов, и Дмитрий Брекоткин хором говорили, что не зря Сергей окуклился в продюсера коллектива.

Пойти на ТНТ с идеей шоу была именно его затея. Юмористический проект «Шоу Ньюс» прожил недолго и был провальным, но именно этот плохой опыт позволил ребятам надолго засесть на канале СТС.

Живы для наживы

«Уральские пельмени» сколотили серьезный состав и начали шарашить концертные программы. В 2009 году их пригласил СТС. Точнее, это Сергей Нетиевский не оставлял попыток продать проект — и сделал это сверхуспешно. Команда начала записывать шоу прямо на своих концертах. Не слишком многослойный, но понятный юмор, интерактив со зрителями в зале, узнаваемые лица — вот и весь секрет успеха. Плюс «Пельмени» продолжали гастролировать. Над шоу работают 130 человек (!) — авторы, режиссеры, съемочная группа, гримеры…

В 2013 году «Уральские пельмени» взлетели на 15-е место в списке «Форбс». А где большие суммы, там большие конфликты. Увы, даже среди старых друзей.

По уши в суде

В 2015 году команду вдруг возглавил Сергей Исаев. Революция прошла без крови. Ведь десять участников «Уральских пельменей» являются учредителями проекта — вот . Вышло так, что к моменту смены власти в «Пельменях» Нетиевский единолично организовывал гастроли команды — был генеральным продюсером Idea Fix Media и учредителем First Hand Media. Это компании, которые выпускали проекты «Уральских пельменей» и занимались гастрольной деятельностью коллектива. Все доходы от телешоу приходили в копилку этих фирм. Ключевая претензия была такая: Нетиевский «получал доход от продажи шоу на телеканалы, скрывая это от коллектива на протяжении трех лет».

Продюсерская работа — это огромный труд по производству шоу! А ребята ничего не делали как продюсеры

Но смещенный продюсер этим совсем не смущен. «Как будто все, что зарабатывали продакшн-компания и я, как продюсер, нужно было делить и с коллективом! — удивляется Сергей Нетиевский. — Продюсерская работа — это огромный труд по производству шоу. Ребята ничего не делали как продюсеры. Коллектив исполнял функции актеров и сценаристов, поэтому с ними продакшн-компания заключала договоры, как с актерами и авторами. И они получали гонорар за каждый выпуск нашего шоу».

Юрист «Пельменей» Евгений Орлов уверял, что экс-продюсер увел «не принципиально огромную сумму, несколько миллионов рублей». Нетиевский пошел в ответную атаку — в суд. Он заявил, что его сместили, во-первых, без кворума голосов и, во-вторых, не уведомили о дате собрания за 30 дней. Суд восстановил продюсера в должности и взыскал с бывших коллег в его пользу 300 тысяч рублей — за судебные издержки. После чего Нетиевского уволили повторно, и он снова доказал нарушение прав. Поняв, что каши с «Уральскими пельменями» больше не сварить, осенью 2016-го Сергей ушел добровольно.

Команда подала коллективный иск в Арбитражный суд Москвы и потребовала оставить права на товарный знак «Уральские пельмени» у себя, а не у Нетиевского. Суд отказал. После чего Сергей передал команде право на два товарных знака «Уральских пельменей», попросив за это символическую сумму в два рубля.

Но на этом тяжбы не кончились.

Потому что права на спектакли принадлежат всем актерам телешоу. Однако до 2015 года в их число входил и Нетиевский, а после 2015-го — нет. Поэтому коллектив пытается договориться с Сергеем, как делить права, заработанный капитал, сайт и доли в проекте.

Развод на миллион

— Теперь я продюсирую программу, в которой команды «уже москвичей» и «понаехавших» соревнуются в остроумии на канале «Москва 24», — рассказывает Сергей Нетиевский. — Вместе с Российским союзом молодежи занимаюсь Всероссийским фестивалем СТЭМов, из которого хочу сделать телешоу. А еще уже год мы с авторами пишем сценарий фильма «9 марта».

«Уральские пельмени» тоже участвуют в кинопроцессе. Не так давно , герои которой выиграли 43 млн. рублей и решили сбежать от близких, чтобы не делиться. Может, это привет бывшему другу. Может, символический посыл для всех.

Как бы то ни было, Сергей Нетиевский живет сейчас один. С женой он разошелся два года назад после 18 лет совместной жизни. Информацию о том, что со времени развода за ним накопилось 1,5 млн. рублей алиментов, продюсер опровергает. Старшего сына Илью он перевез в Москву, парень учится в школе и не хочет возвращаться домой, как уверяет отец. Средний сын Иван и дочь Маша живут в Екатеринбурге с мамой.

Сейчас директором «Уральских пельменей» юридически является Андрей Рожков.

История конфликта участников юмористического шоу «Уральские пельмени» с их бывшим директором Сергеем Нетиевским ранее была известна публике в основном со слов самого Нетиевского. Свою версию развития событий и причин конфликта . А мы попросили высказать свою точку зрения юриста, который представляет в суде интересы бывшего директора шоу. Управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков в авторской колонке на портале сайт объясняет, что «Пельмени» могли бы предотвратить конфликт много лет назад, если бы вовремя соблюли все формальности.

Ситуация, которая произошла с «Уральскими пельменями», к сожалению, повторяется очень часто. Многие творческие коллективы наступают на одни и те же грабли, просто потому что все договоренности между участниками носят понятийный характер: каждый понимает свою роль по-своему, на бумаге договоренности не прописаны .

То, чем изначально занимались «Уральские пельмени», не было бизнесом, и поэтому характер организации и всех отношений между участниками был неформальным. Так же происходит, например, с музыкальными группами. Юридического статуса «музыкальная группа» не существует. Группа представляет собой творческий коллектив, объединение в рамках общей деятельности. Ребята просто собираются вместе и что-то делают. На начальном этапе неизвестно, останутся ли музыканты играть в гараже или начнут зарабатывать деньги, поэтому юридически отношения между ними не оформляются.

Важным с этой точки зрения является момент, когда в проекте появляются первые деньги, когда дело доходит до монетизации. Это переход коллектива от простого времяпрепровождения к коммерческой деятельности. И вот этот этап многие творческие группы упускают и совершают ошибки.

Момент появления в проекте денег - это принципиальный фактор, который вносит изменения и оказывает воздействие на организационные отношения . Потому что сразу возникает вопрос: кто является формальным лидером? На этом этапе представления участников образований, которые изначально носили неформальный характер, могут разойтись.

В качестве примера можно привести екатеринбургскую группу Do-up, которая на определенном этапе распалась. Была часть коллектива с Александром Богомоловым, который был основателем, музыкантом, создателем песен и т.д. И была вторая часть группы - Вадим Шакуров, который был пиар-менеджером и занимался финансовыми вопросами. Оба считали себя лидерами проекта, причем у каждого были основания для этого. У каждого была своя правда, а внятных договоренностей не было. Когда группа распалась, Шакуров переманил к себе вокалистку и использовал свои ресурсы контактного представителя группы, чтобы переключить на себя денежные потоки.

Каждый раз все происходит одинаково, творческим коллективам важно не упустить момент перехода к коммерческой деятельности и четко выстроить отношения между участниками проекта. С организационной точки зрения это означает, что отношения нужно оформить, создав совместное хозяйственное общество , чаще всего это общество с ограниченной ответственностью.

Возвращаясь к «Уральским пельменям», надо отметить, что этот момент они выполнили - создали ООО «Творческое Объединение «Уральские Пельмени» , где, согласно формальному распределению ролей, каждый член команды получил равную долю. То есть как они привыкли неформально взаимодействовать, такую специфику отношений и отразили в уставе общества.

Но у «Пельменей» проблема в том, что организацию создали просто для формальности. Как субъект, обладающий расчетным счетом, куда могут поступать деньги от концертной или иной деятельности. Они совершили типичную ошибку: недооценили важность проработки положений учредительных документов .

Обычно люди в силу недостаточной юридической грамотности смотрят в интернете, сколько стоит регистрация ООО, видят небольшую стоимость и рассчитывают ровно на эту сумму. Общество регистрируют, людям выдают устав, но никто его толком не читает. Устав - это основной формализованный документ, который регулирует отношения бизнес партнеров, и поэтому требует самой тщательной проработки. В случае с «Уральскими пельменями» в него включили взаимоисключающие положения. Очевидно, что участники коллектива не заморачивались, чтобы прочесть документ и понять, что там написано. Поэтому они не проследили за тем, чтобы в уставе было прописано, как участники должны поступать в тех или иных ситуациях.

Всем творческим коллективам, которые планируют заниматься коммерческой деятельностью, можно дать практический совет: нужно уделить максимум времени, чтобы отразить фактические договоренности по ведению совместного бизнеса в учредительных документах . Дело в том, что действующее корпоративное законодательство очень гибкое, и большинство параметров отношений можно изменять. Это касается и распределения прибыли между участниками. Совсем не обязательно, чтобы прибыль распределяли между участниками согласно долям, прописанным в уставе. Ее можно распределять и по иным параметрам.

Также корпоративное законодательство предусматривает такой важный для регулирования отношений партнеров по бизнесу инструмент как корпоративный договор . Поскольку в уставе нельзя отразить динамику развития отношений участников общества в зависимости от наступления тех или иных обстоятельств, этот инструмент позволяет заранее договориться о том, как будут реализованы корпоративные права участников. Например, они могут договориться голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, предусмотреть обязанность продажи доли при наступлении определенных обстоятельств и т. д. В отличие от устава информация, содержащаяся в корпоративном договоре, нигде не раскрывается и является конфиденциальной. У «Уральских пельменей» такого договора не было.

Но в большинстве случаев корпоративного договора оказывается недостаточно, чтобы урегулировать отношения бизнес-партнеров. Во-первых, ведение совместного бизнеса часто не ограничивается использованием единственного ООО. Во-вторых, существуют вещи, которые не регулируются правом. Поэтому вместо устных договоренностей можно также рекомендовать заключать письменное партнерское соглашение , в котором можно смоделировать различные ситуации и определить, какие действия партнеров будут являться в этих ситуациях правильными и справедливыми. Например, определить цели бизнеса, принципы, на которых предприниматели будут вести совместную деятельность, распределить роли и зоны ответственности, определить принципы распределения прибыли, установить, что будет, если будет достигнута какая-либо цель.

В отличие от корпоративного договора, нарушение партнерского соглашения не повлечет за собой юридических последствий. Но это не означает, что последствий не будет совсем. Так, в определенных ситуациях суд может признать нарушение партнерских договоренностей злоупотреблением правом, и это будет основанием для взыскания причиненных убытков. А если такого соглашения нет, каждый из партнеров будет исходить из собственного представления о справедливости, и это создаст благоприятную почву для конфликтов . Именно так и произошло с «Уральскими пельменями».

На мой взгляд, именно отсутствие четких договоренностей явилось основной причиной их конфликта, ведь Сергей Нетиевский не совершил никаких неправомерных действий. Работая в должности директора совместного ООО «Творческое объединение «Уральские пельмени» , он не нарушил прав своих коллег по команде. Однако остальные участники команды обвинили Сергея в недобросовестности. Если бы стороны конфликта заранее заключили партнерское соглашение, тогда можно было бы четко установить, были нарушены ли конкретные договоренности членов команды и имелась ли в действительности какая-либо почва для прозвучавших обвинений. Поскольку такого соглашения в данном случае не было, обвинения со стороны коллег по команде в адрес Сергея лично мне кажутся некорректными.

В общем, все инструменты, необходимые для урегулирования отношений партнеров по бизнесу, в том числе и творческих коллективов, давно придуманы . На Западе их активно применяют, но в России, к сожалению, им часто уделяют мало внимания.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы